Выгорание, футуризмы и Science Drama: третий день фестиваля «КСТАТИ» в Смоленске
Какие симптомы у профессионального выгорания и как с ним справиться? К чему стремились Уэллс, Азимов и другие писатели-фантасты? Как в XXI веке звучит рассказ Александра Беляева «Человек, который не спит»? Эти и другие вопросы стали ключевыми 11 декабря, в заключительный день фестиваля науки «КСТАТИ», организованного Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска.
Утро началось с лекции кандидата психологических наук из МГППУ Татьяны Карягиной, которая рассказала про симптомы профессионального выгорания и способы с ним справиться.
По словам психолога, сейчас слово «выгорание» стало вирусным. «Пять лет назад я была против этого термина, считала его излишним. Но ситуация поменялась. Термин «выгорание» действительно что-то схватывает в наших тяжёлых негативных переживаниях», – поделилась Карягина.
Сегодня симптомы выгорания ощущают у себя до 40% работников РФ и в особенности – медики. Как определяется выгорание? «Истощение, негативизм в отношении работы, уменьшение профессиональной активности – всё это симптомы выгорания. Рядом с выгоранием всегда идёт усталость. А когда человек устаёт, то он может потерять ощущение смысла», – пояснила психолог. «Выгоревшие» люди часто считают, что они ни на что не способны, что у них ничего не получается (эффект катастрофизации). Их эмоции становятся плоскими, а порой пропадают силы что-либо чувствовать вообще.
Случается выгорание и без сильного переутомления. «В таком случае люди говорят: «Я не устаю, но мне ничего не хочется в отношении работы, я не вижу смысла, мне лень»», – рассказала Татьяна Карягина.
Симптомы выгорания развиваются постепенно. Поэтому, считает эксперт, важно уделять адекватное внимание своим чувствам и состояниям, проводить смысловую рефлексию. «Нужно уметь расслабляться, переключаться, находить хобби, гулять. Нашему мозгу нужна подзарядка. Снизить перфекционизм – особенно замечательно. Не забывайте и про горизонтальные связи – общение с друзьями, родственниками, коллегами. Не скажу, что психотерапия – это панацея. Но если состояние очень тяжёлое, то это может помочь», – посоветовала Татьяна Карягина.
Про футуризмы Айзека Азимова и Герберта Уэллса рассказала смолянам Яна Двоенко, кандидат филологических наук, доцент СмолГУ.
От эксперта слушатели узнали, что писатель-фантаст Айзек Азимов родом из посёлка Петровичи Смоленской области. «Кроме того, он биохимик, кандидат наук, автор более 500 произведений, половина из которых является чисто научными, а вторая относится к научной фантастике. Азимов изобрёл такие понятия, как «робототехника», «позитронный» и другие. Невероятно впечатляет, сколько он сделал и для литературы, и для науки», – рассказала Двоенко.
Говоря про другого легендарного писателя-фантаста Герберта Уэллса, Яна Двоенко отметила, что именно с него началась фантастика, которая опирается на науку, научные концепции. «Уэллс считал, что человечество должно прислушиваться к научно-фантастическим произведениям, потому что они помогают преодолевать порог незнания», – добавила филолог.
Ещё один интересный факт касается научных предсказаний Уэллса. «Его «Машина времени» стала первым произведением в истории литературы, где описывается путешествие во времени при помощи техники, а не за счёт магии. В этом романе Уэллс за 10 лет до Эйнштейна сказал, что пространство четырёхмерное», – рассказала Двоенко.
В свою очередь Азимов ещё с 1941 года стал развивать в своих произведениях тему робототехники. «Вспомним сборник рассказов «Я, робот». Здесь Азимов впервые сформулировал знаменитые три закона робототехники. Интересно, что тогда, в 50-е годы, развитие роботов было фактически на уровне пылесосов», – отметила спикер.
Как можно наделить науку человеческим лицом? Как связать технологический мир с этикой? Именно этими вопросами, по словам Яны Двоенко, задавался Айзек Азимов в своих произведениях. В заключение лекции филолог посоветовала слушателям обратить внимание на цикл романов Азимова «Основание» и посмотреть сериал с одноимённым названием, снятый в 2021 году по мотивам этого произведения.
Запись лекции «Футуризмы Азимова и Уэллса» доступна в сообществе ИЦАЭ Смоленска.
Завершился фестиваль премьерой Science Drama – читкой рассказа «Человек, который не спит» Александра Беляева. Это произведение было выбрано неслучайно, поскольку Беляев, как и Азимов, тоже родом из Смоленской области. Постановщиком читки выступила актриса Смоленского драмтеатра имени Грибоедова, режиссёр независимых проектов Мария Вилюнова.
По традиции Science Drama, в читке участвовали не только профессиональные актёры, но и артистичные учёные. На «сцену» ИЦАЭ Смоленска вышли проректор по внеучебной и социальной работе СмолГУ Денис Матвеенков, кандидат исторических наук Демьян Валуев, доктор филологических наук Роман Белютин, кандидат филологических наук Павел Силаев, кандидат юридических наук Игорь Мазуров и директор музея «Смоленская крепость» Сергей Пиляк.
«Хочу отметить потрясающую актёрскую игру всех участников Science Drama. Преподаватели СмолГУ ничуть не уступали профессиональным актёрам. Команда ИЦАЭ постаралась на славу, организовав в Смоленске такое крутое мероприятие. В нашем городе никто ничего подобного не проводил. Спасибо за доставленные эмоции», – поделилась впечатлениями зрительница Елизавета Соловьёва.
Фестиваль науки «КСТАТИ» проводился в Смоленске впервые. Фестиваль организован Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска при поддержке Госкорпорации «Росатом».
Следить за событиями ИЦАЭ Смоленска можно в официальных сообществах Вконтакте, Instagram и на сайте myatom.ru.